Целевая аудитория
Специалисты в сфере психологии, а также лица, работающие в социальных, психолого-педагогических, психолого-психотерапевтических службах и оказывающие своим клиентам психологическую поддержку (психологи, психотерапевты, социальные работники, специалисты по социальной работе и др.)Продолжительность обучения
300 часов
Особенности программы
Программой курса предусмотрено проведение лекций, упражнений, ролевых игр, групповых дискуссий, а также рассмотрение случаев из практики.Содержание курса:
Раздел 1. Основы психологического консультирования
1.1. Введение в консультирование
Техники психологического консультирования. Этапы консультативной беседы. Этические принципы и профессиональные качества консультанта. Цели и задачи консультирования. Позиция психолога-консультанта. Терапевтические условия по К. Роджерсу
1.2. Базовые техники консультирования
Техники активного слушания. Эмоциональная лексика и алекситимия. Техника разговора о чувствах. Техники эмпатического слушания. Техники вопросов
1.3. Техники воздействия
Интерпретация, конфронтация, предоставление информации
1.4. Практика консультирования
Построение продуктивных отношений с клиентом. Исследование проблемы - движение от запроса к подтексту
Раздел 2. Консультирование кризисных состояний
2.1. Введение в кризисное консультирование
Понятие и виды кризисов. Подходы к кризису. Особенности эмоциональной реакции на кризисную ситуацию. Стили консультирования кризисных состояний. Механизмы, этапы, принципы кризисной поддержки. Посттравматические стрессовые расстройства
2.2. Кризисы развития
Кризисы обстоятельств и кризисы развития. Понятие, компоненты идентичности. Кризис идентичности. Гендерная идентичность. Возрастные кризисы. Переходный возраст как движение от мира детства к миру взрослых
2.3. Суицид
Понятие и формы суицидальной активности. Этапы суицидальной активности.
Представление о суициде в культуре. Теории суицида. Мифы и факты и суициде. Готовность консультанта к разговору о суициде
2.4. Переживание утраты
Горе. Стадии переживания горя. Основные задачи консультанта, оказывающего психологическую помощь человеку, переживающему потерю близкого человека. Работа с человеком, переживающим потерю
Раздел 3. Консультирование супружеских и детско-родительских проблем
3.1. Консультирование супружеских проблем
Системный подход в семейном консультировании. Элементы семейной системы. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Переживание семьей ненормативных кризисов. Позиция консультанта в консультировании супружеских проблем. Практика консультирования
3.2. Консультирование детско-родительских отношений
Особенности диагностики и консультирования детско-родительских отношений. Задачи консультанта при работе с детско-родительскими проблемами. Практика консультирования родителей и детей
Раздел 4. Супервизия и синдром сгорания в работе консультанта
4.1. Синдром сгорания в работе консультанта
Понятие «синдром сгорания». Симптомы «сгорания». Профессиональные и индивидуальные причины синдрома «сгорания». Профессиональная мотивация консультанта. Профилактика синдрома «сгорания». Понятие профессиональной деформации. Психогигиена консультанта средствами арт-терапии
4.2. Супервизия в работе консультанта
Понятие супервизии. Цели, задачи и формы супервизии. Основные супервизорские мероприятия. Индивидуальная и групповая супервизия. Балинтовская группа: цели, задачи, принципы и структура
Расписание: среда - 18.40-21.30, суббота - 09.45-13.00